«Если есть что-то, что мы не умеем делать лучше и дешевле, чем наши конкуренты, то нет смысла делать это вообще; такую работу мы должны передать тем, кто ее выполнит с заведомо лучшим результатом»
Генри Форд в 1930-е годы.
Я недаром вынес в начало свой статьи это высказывание Генриф Форда. А уж он-то знал толк в бизнесе и организации рабочих мест. Так что же такое аутсорсинг , если говорить об этом простыми словами. Нужен ли он Вам. Или нет. Какие у аутсорсинга плюсы. А какие минусы. Поговорим об этом?
А зачем вообще нужен аутсорсинг
Зачем, зачем… Затем! Потому, что! А если серьезно, то как говорят разные умные дядьки на курсах, то аутсорсинг — это очень круто! Это экономит деньги и время! И вообще, аутсорсинг — это первая древнейшая услуга! Нет, не первая древнейшая профессия :), а услуга! Не верите? А как же наемные солдаты в средние века, которых одалживали друг у друга феодалы.
А если серьезно, то аутсорсинг стал активно использоваться в XX веке, когда стало модным разделять труд на разные «специализации». Помните того же Генри Форда с его конвейером. Каждый рабочий делал свою часть операции. Ну и экономные буржуи пошли еще дальше. А что если…
.. если вообще не нанимать рабочих и служащих себе в штат. А раскидывать их работу «внешним» рабочим. Ведь сплошные плюсы. И учить не нужно, можно сразу приглашать готовых специалистов. И когда нет работы — не нужно увольнять. То есть, нет «терок» с профсоюзами. Ну и часто еще можно нанять специалиста со своим оборудованием, тоже какая экономия!
Сейчас тема аутсорсинга развилась очень сильно. Практически все кампании так или иначе используют аутсорсинг в своей деятельности. Вопрос только в том, насколько много они «отдают» услуг «на сторону». Вы не пользуетесь аусорсингом? И бухгалтер свой? И уборщицы? И транспорт свой? И айтишник? И картриджи сами для оргтехники заправляете? Ага! Ну вот я и поймал Вас… Используете аутсорсинг!
Ну в целом, надеюсь, понятно, что такое аутсорсинг простыми словами? То есть, это передача части своих функций и производственных процессов другим «внешним» компаниям. Как-то так…
Что чаще всего передают на аутсорсинг? Чаще всего конечно, непрофильные функции..
- Бухгалтерию
- Системное администрирование
- Ремонт и обслуживание оборудования
- Логистика (то есть перевозки и/или склад)
- Клининг
- Колл-центр
- Иногда привлекают внешний отдел продаж (но я бы не советовал :) )
- Охрана
- Подбор кадров
- Питание сотрудников
- Может еще чего забыл, но принцип Вы поняли
Отдельно можно выделить «аренду» сотрудников, то есть аутстаффинг. Но это уже «отдельная песня» и может быть я когда-нибудь напишу про это статью.
Аутсорсинг — это круто !
Ну что, повосторгаемся аутсорсингом? У него же столько плюсов. Про часть я уже рассказал, но ведь «повторение- мать учения».
- Привлекаем готовых специалистов. Не нужно обучать
- Экономим время. Есть проблема — сразу решаем через «профи-спецов»
- Экономия на налогах. Ну это понятно
- Нет рисков трудовых споров.
- Четко зафиксированные условия выплаты вознаграждений по договору.
- Возможность оперативной замены не понравившегося специалиста
- Снижение затрат на услуги, если объявить тендер
То есть, мы привлекаем сразу готовую команду для решения «второстепенных» вопросов. И часто на этом получаем выигрыш. Причем не обязательно в финансовом плане, а может быть и во временном. Время — деньги!
Короче, аутсорсинг- это круто!
Аутсорсинг — это отстой ?
Но не все гладко в Датском Королевстве. Точнее, в аутсорсинге. Есть и много «засад». Посмотрим их поближе.
- Некоторые функции просто опасно отдавать на аутсорсинг. Например, продажи. Мало того, что аутсорсеры могут «накосячить», они еще и могут или перематить Ваших клиентов или продать базу данных Вашим конкурентам.
- Кстати, аналогичная ситуация может произойти и со внешним колл-центром.
- И со внешними айтишниками. Вы не можете гарантировать, что Ваша переписка и база данных не «уплывет» на сторону. Впрочем, и со «штатным» сисадмином это на 100% гарантировать нельзя.
- Далеко не факт, что аутсорсинговая компания все сделает лучше, чем свои сотрудники. Это на этапе подписания договора они могут «распускать перья». А на деле — сделать «тяп-ляп». И если договор составлен некачественно, то и не наказать их толком.
- Ну и вообще, в один не прекрасный день, аутсорсинговая фирма может обанкротиться. И Ваши дела останутся не сделанными. И деньги на их счете могут зависнуть.
- Вроде бы на первый взгляд недорогая услуга может впоследствии обрасти дополнительными ценами, про которые изначально фирма «забыла» упомянуть» в договоре. И в итоге цена за аутсорсинг будет просто адская!
Ну и еще можно штук 10 более мелких пунктов придумать. Это уже от конкретной ситуации зависит.
Короче — риски могут перевесить плюсы. Недаром Илон Маск в своих кампаниях старается по максимуму все процессы осуществлять силами своих специалистов.
Так что внимательно все просчитайте, прежде чем заключать договор аутсорсинга. И передавайте «на сторону» только непрофильные процессы.
Надеюсь, Вы поняли что такое аутсорсинг и зачем он нужен. Ну или не нужен. Это уж решать Вам. Именно для этого я и написал эту статью.