Однажды примерно десять лет назад, я поехал на мероприятие, которое организовал городской комитет помощи предпринимателям. Мероприятие по установлению «бизнес-связей», как говорилось в их рекламном проспекте. Или как модно сейчас это называть — по нетворкингу. Что такое нетворкинг я тогда не знал, и поехал в другой город за достаточно крупную сумму денег. Ну а что? Прикольно же, привезти кучи полезных связей и заказов! Вот бизнес то попрет в гору!
Что было дальше… Приехали. Мне дали бейджик. Нас рассадили за столики по парам. И говорят: «А теперь обсуждайте свои дела. Познакомьтесь друг с другом». Ну посидел я за одним столиком. Обменялся визитками с каким-то местным юристом. За вторым столиком посидел. С пасечником. У него визитки не было. С третьим… Короче, что-то нетворкинг тут не задался :(. Мероприятие откровенно «слилось» и приехал я назад с кучей ненужных визиток и без заказов! А все почему? Потому что, с неворкингом не все так просто… Есть много «подводных камней».
Связи решают все!
Как говорил Иосиф Виссарионович: «Кадры решают все»! И он был прав! А еще и «Связи решают все»! Особенно в России! Не не мне Вам рассказывать, что и как нас делается «по блату». Нетворкинг пришел в Россию из глубины веков. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» С этим тоже не будем спорить.
Но если раньше связями обрастали по старике. Без всякой науки. То сейчас все аспекты нетворкинга прописаны и исследованы серьезными учеными. Что же эти ученые нам говорят?
Для начала нужно понять, когда нужно бросаться в сети нетворкинга. Когда он Вам поможет. А вот когда.
- Вам нужно сменить работу. Можно конечно рассылать резюме, а можно обзвонить….
- На текущем месте работы Вам нужно получить повышение. Вы можете работать больше всех, а можете завести себе друзей среди…
- У Вас не работает реклама. Можно заказать анализ на бирже фриланса, а можно бесплатно посмотреть «глянуть по-быстрому, что там случилось» знакомого…
- Вам хочется в отпуск. Но не хочется брать кредит. Тогда Вы обзваниваете 100 своих знакомых, и…. Впрочем, об этом я говорил раньше…
- Список можно продолжать бесконечно..
И тогда «нужный звонок нужного человека» может решить то, что никакими другими методами не сделать. Но как говорится: «дорога ложка к обеду». И может так оказаться, что нам срочно понадобились «нужные люди», а их нет. Для этого необходимо заранее познакомиться к нужными людьми. И дальше я расскажу Вам как это делать правильно.
Но перед этим, хочу остановиться на одном немаловажном факте про нетворкинг. А именно, о психике. Дело в том, что есть более коммуникативные люди по натуре. И есть замкнутые. Им труднее знакомиться. Трудно «переступить» через себя и подойти к кому-либо первым. Для таких есть один совет. Испробовано на себе (а я замкнутый человек). Выступайте первыми. Если Вы попали на конференцию — сделайте доклад. Если Вы зарегистрированы в соцсети — сделайте группу и заполняйте интересными материалами. Тогда люди сами к Вам потянутся :)
Как ловить нужных людей
Мне каждый год приходит поздравление с днем рождения от одного знакомого, с которым работал вместе еще лет 15 назад и с тех пор не видел. Почему он меня поздравляет? Я думаю, что он надеется что я ему когда-нибудь пригожусь. :)
Собственно, это не лишено смысла. Если Вы хотите собрать базу нужных людей для нетворкинга, действуйте так же, как работают менеджеры по продажам. Они собирают «холодные» контакты. Переводят их » теплые» и «горячие». Потом поддерживают постоянную связь с клиентами. Это очень полезно. Главное, чтобы не «заколебать» такого клиентам пустыми звонками.
А где взять «нужных» людей для нетворкинга? Где, где…. нет, не в Караганде.. Хотя и там они конечно есть. Везде! Да, нужно искать везде! Ключевой вопрос нетворкинга не «где», а «как». Ведь Вы можете встретить нужного человека не только на бизнес-мероприятии. А на горнолыжном курорте, в бане, в фитнес-зале и т.п.
Поэтому, вопрос «как» важнее. А что значит «как»? Ведь для нетворкинга стандартные техники продаж не подойдут. Не будете же Вы, например в театре, подходить ко всем подряд и вручать им свою визитку. Хотя… Если у Вас нет комплексов относительно знакомств и Вы суперкоммуникабельный человек, то почему бы и нет :) Не не ко всем, а хотя бы познакомится с соседом по креслу в антракте.
А вообще нужно разделить «раскидывание сети нетворкинга» на четыре стратегии.
- Оффлайн
- Онлайн
- Они к Вам
- Вы к ним
Понятно? Нет? Короче. Если «оффлайн» и «Вы к ним», то это может быть ситуация, когда Вы на какой-нибудь бизнес-конференции сами задаете вопрос выступающему, потом заманиваете его на приватную беседу (надеюсь, Вы ничего такого не подумали :) … и.. общаетесь.. Берете контакты. Поддерживаете контакты.»Онлайн» — «они к Вам». Ну например, делаете сайт и собираете контакты с него. Вот и вся хитрость.
Только ни в коем случае не пытайтесь что-то «впарить» подписчикам!
Ну и насчет конкретики… Тут сложно! Вариантов очень много. Я написал стратегии, а тактические приемы нетворкинга нужно искать у других авторов. У меня один знакомый, например, использовал приемы пикаперов для этого :) Кто такие пикаперы? Это те, кто «клеит» девушек на научной основе :)
Тут к нетворкингу постоянно приплетают теорию шести рукопожатий. Ну типа все люди на Земле знакомы через максимум шесть знакомых. Ну не знаю… Во первых, я не понимаю, как использовать эту теорию для «ловли нужных людей». Во вторых, я путался эту теорию проверить. И… не сработало.. Почему — не знаю..
Что еще посоветовать. Собираетесь серьезно заняться нетворкингом? Заведите себе CRM систему. Систему управления продажами. Базу данных. И вносите в нее ВСЮ информацию, которую Вы раскопали по своему новому знакомому. Если Вы читали роман P. Хайнлайна «Двойная Звезда», там это очень ярко описано. В двух словах, когда известный политик встречался с человеком, он мог ненароком поинтересоваться у него, как поживает любимая собачка. Или удалось ли достать редкую книгу, о которой они говорили прошлый раз. И… этот человек становился ярым приверженцем этого политика!
Такая осведомленность объяснялась не суперпамятью этого политика, а тем, что он записывал в свою базу данных все сведения о человеке и итоги встречи. Это поможет и Вам!
За связь без брака
Да… такой плакат висел у связистов в казарме, когда я служил срочную службу :). Но мы о другом… О нетворкинге. Какие же ошибки не нужно совершать?
- Про первую я уже писал. Не нужно организовать мероприятия ради встреч! Встречи должны стать побочным продуктом!
- Про вторую писал тоже. Никогда.. Никогда…Никогда не давайте понять людям, что Вы их используете!
- Не гонитесь на новыми связями. Сначала до конца отработайте старые связи! Тут работает бородатый принцип продаж, что один старый клиент приносит такой же доход, как 7 новых!
- Не забывайте про «друзей друзей». Активно просите друзей познакомить Вас с нужными людьми. Поверьте, это работает! Но пожалуйста, без фанатизма!
- И еще… не хотите на курсы по нетворкингу :) Там ничего нового не услышите. Лучше потраться съэкономленные деньги на хороший курс по НЛП или по технике продаж (особенно рекомендую тему «маркетинг партнерских отношений»). Больше пользы будет.
Напоследок. Нетворкинг на мой взгляд все-таки больше манипулятивный способ привлечения людей для решения своих задач. Я лично никогда не использовал принципы нетворкинга в классическом понимании в своем бизнесе. Я считаю, что это не совсем этично. Вот лично Вам, когда читали мою статью, не вызывали некоторые предложения морального отторжения? То есть, было неприятно читать.. Да. А мне было неприятно писать…
Все «нужные люди», с которыми я общаюсь, попали ко мне в списки нетворкинга так сказать «самотеком». Ну и я все-таки стараюсь не злоупотреблять их расположением. Стараюсь решать вопросы своими силами. Может конечно и зря.
Ну как мог, так и рассказал, что такое нетворкинг простыми словами. Если у Вас другое мнение по этому вопросу — пишите. Обсудим