Техника речи — упражнения для дикторов и постановка голоса — Oratoris

Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris
Содержание скрыть

Развитие правильного дыхания

Дыхание является физиологической основой речи, поэтому с него должно начинаться голосообразование. Цель дыхательных упражнений – выработать сильный, экономный и ровный выдох. Если говорить мягко, то с большой долей вероятности проблема кроется именно в слабом выдохе. Также необходимо научиться незаметно пополнять легкие, чтобы речь не прерывалась паузами, не несущими лишнего смысла. Для этого вам придется задействовать весь мышечный аппарат грудной клетки, включая ребра и диафрагму. Наконец, осанка влияет на ваше дыхание, поэтому не забывайте расправлять плечи и напрягать живот.

Упражнение 1

Практикуем правильное дыхание. Встаньте прямо, но не напрягайтесь. Положите одну руку на верхнюю часть живота, а другую на талию. Это необходимо для того, чтобы вы могли чувствовать движение своих ребер и диафрагмы во время выполнения упражнения. Вдыхайте без усилий и выдыхайте, считая от 1 до 5. Не нужно считать вслух, сосредоточьтесь на движении ребер и диафрагмы. Грудь не должна растягиваться, как при глубоком вдохе! Вдох короткий и естественный, выдох долгий и плавный, но без усилий.

Упражнение 2

Экономный вдох короткий и тихий. Послушайте аудиокнигу, которую читает известный актер, и обратите внимание, что вы не слышите его дыхания. Вы также можете записать собственное чтение вслух, чтобы слышно было дыхание, что иногда приводит к неприятным паузам. Чтобы этого не произошло, тренируем экономное дыхание. Для этого вдохните через нос, задержите дыхание на счет от 1 до 3 и плавно выдохните через рот на счет от 1 до 5. Выдох долгий и плавный, вдох короткий и естественный. Берегите мышцы живота! Они не должны расслабляться, живот должен быть собран.

Упражнение 3

Еще одно упражнение на выдох. Сделайте глубокий вдох через нос, считая от 1 до 3. Задержите дыхание, считая «единицы», а затем осторожно выдохните через рот, произнося «с», «ф» или «ш». Звук «с» должен звучать без ударов, вибрации или ослабления к концу выдоха.

Упражнение 4

Продолжать это упражнение следует только после того, как вы освоите экономный вдох и плавный выдох на звуки «с», «ф» и «ш». Положение туловища то же: стоя, плечи расправлены, живот втянут. Сделайте глубокий вдох через нос, сделайте короткую паузу, а затем прочитайте скороговорку на выдохе. Он должен звучать ровно, без рывков и пауз для дыхания.

Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris

Поведенческие приемы

Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией. Все эти рекомендации разбиты на 3 группы: позы, жесты, мимика. Некоторым из специалистов эти особенности поведения говорящего кажутся незначительными и исключительно субъективными, кто-то, наоборот, считает, что ему следует отводить едва ли не ведущую роль.

В этом разделе мы в основном придерживаемся первой точки зрения. Авторы 4brain.ru считают, что основным принципом сценического поведения является социально приемлемое поведение, при котором говорящий чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику во время выступления, вы рискуете показаться неуклюжим, чрезмерно напряженным и упустить другие более важные детали речи, касающиеся ее содержания.

а

Поза

Поза говорящего напрямую зависит от личных качеств говорящего и обстоятельств выступления. Если вы пытаетесь найти самые общие рекомендации по осанке, то можете привести слова Хайнца Леммерманна о том, что хороший оратор — это не непоседа и не столб. Лучше всего, когда поза говорящего выражает спокойствие и уверенность, а его жесты свободные и слаженные, а не небрежные и вызывающе сумбурные.

Итак, общие рекомендации по поведению во время выступления: будьте естественны и ведите себя адекватно ситуации. Например, рука в кармане не будет сдерживающим фактором в деловом разговоре внутри команды, но в презентации продукта для инвесторов это может показаться немного вульгарным. Попробуйте интуитивно представить себе позу человека, выступление которого вы хотели бы увидеть и услышать, ваши внутренние ориентиры наверняка помогут вам выбрать подходящую модель поведения на публике.

В специальной литературе по ораторскому искусству можно найти следующие рекомендации относительно позы оратора во время выступления:

  • держите руки подальше от карманов (большинство ораторов успешно нарушают это правило);
  • не скрещивайте руки над грудиной;
  • не держите руки за спиной;
  • не сутультесь, и наоборот, не высовывайтесь слишком сильно.

Также неплохо попытаться избавиться от некоторых вредных привычек, если они действительно выделяются в вашей презентации. Некоторые люди часто пожимают плечами, трясут ногами, кивают головой, снимают и надевают очки, гладят воображаемую бороду, тянут за уши, возятся с различными предметами и т д., как это может показаться на первый взгляд это как бы мешает выступлению, отвлекая вас и слушателей от содержательной составляющей речи, старайтесь избегать этих навязчивых действий или переключайтесь на другие жесты.

два

Жестикуляция

Анимированные жесты помогают нам более четко выражать свои мысли, подчеркивать важные моменты и поддерживать эмоциональный драйв. Для визуализации можно использовать и некоторые жесты: показ числа на пальцах, показ ориентировочного размера предмета, указание на доску или иллюстрацию. Многие из вас легко могут с помощью жестов выразить приглашение, отказ, поощрение, вопрос, сомнение и другие коммуникативные намерения.

При этом, однако, мы вряд ли увидим одни и те же жесты в исполнении разных людей, так как системы жестов разнообразны не только в разных странах, но и у представителей одного народа. Не существует моделей жестовых фигур, но язык тела всегда сопровождает наш мыслительный процесс.

Ученый Альберт Мейерабян обнаружил, что только 7 % передачи информации происходит вербальными средствами, 38 % — звуковыми и 55 % — невербальными. В это нетрудно поверить, вспомнив, например, немое кино, фильмы с Чарли Чаплином.

Этот великий актер (который, кстати, считается и великим оратором, между прочим), не проронив ни единого слова в своих фильмах, умел донести до зрителей невероятное количество оттенков смысла, эмоций и очень доступно говорить о любой ситуации просто с помощью жестов, мимики, языка тела.

3

Мимика

Выражение лица говорящего также передает часть информации аудитории. Важно, чтобы мимика была естественной и соответствовала ситуации, тогда это сыграет вам на руку. В противном случае лучше не пытаться намеренно отыгрывать мимический жест и увлекаться импровизацией, если у вас нет профессиональных актерских навыков.

Редко можно встретить людей, у которых отсутствует выражение лица, так что, скорее всего, вы уже используете их в своих речах. Например, если вы говорите саркастически, то наверняка немного щуритесь и делаете еле уловимую улыбку, а когда рассказываете неочевидный факт, то чуть больше открываете глаза.

Чтобы визуализировать то, что ваши слушатели увидят в вашей речи, подойдите к зеркалу и попытайтесь использовать мимику для передачи эмоций, соответствующих следующим ситуациям:

аВы говорите на серьезную тему, которая волнует вас и вашу аудиторию.
дваВы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы.
3Вы комментируете неверную точку зрения оппонента.
4Вы иронизируете над ситуацией.
пятьВы сообщаете что-то неожиданное.
6Вы говорите самые важные моменты вашей речи.

Помимо прочего, обратите внимание на свои глаза. Внешний вид свидетельствует о вашей заинтересованности в общении с людьми, посетившими мероприятие. Если вы посмотрите выше голов слушателей или, наоборот, в землю, то нетрудно сделать вывод, что вы заинтересованы не столько в том, чтобы донести информацию до людей, сколько просто в том, чтобы правильно произнести подготовленную речь.

Важно стараться устанавливать зрительный контакт с лицами в коридоре, периодически переводя взгляд с одного человека на другого. У вас больше шансов найти человека, который с вами согласен, поддерживает вас взглядом или кивает. Если из-за волнения он начинает оглядываться слишком быстро и слишком часто, такое поведение может выдать его беспокойство и неуверенность.

Во время выступления очень важно учитывать не только содержание речи, но и поведение говорящего в процессе ее произнесения, так как именно поведение позволяет ему установить контакт с аудиторией и правильно представить им подготовленный материал.

Для слушателей и зрителей важна не только получаемая ими информация, но и живой человек, спикер, который, в отличие от автора книги, предлагает слушателям живое общение, позволяет ему внести некую интерактивность в происходящий процесс.

Инициаторами этого процесса являются именно искусные ораторы, благодаря правильному поведению, выразительным жестам и мимике которых мы с большим энтузиазмом слушаем их выступления. Рекомендуем ознакомиться с выступлениями известных и опытных спикеров, обладающих всеми необходимыми качествами, чтобы завоевать внимание и уважение аудитории. Эти качества естественным образом сочетаются в их поведении перед публикой.

Если вы чувствуете, что вашему ораторскому искусству не хватает поведенческих факторов, правильной осанки, ярких жестов и выразительной мимики, обязательно пригодятся актерские навыки, о которых вы можете прочитать в развивающем актерском тренинге.

Отзывы

Отработка техники речи

Работа над техникой речи предполагает работу над некоторыми ее не менее важными составляющими:

  1. Интонация

    Интонация оформляет предложение, эмоционально окрашивает речь. Интонация помогает фразе приобрести определенный смысл, ее легче понять. Наиболее важные слова в высказывании выделены смысловыми акцентами. Дикция становится «живой» и красочной. Интональная выразительность отражает эмоциональное состояние говорящего (недовольство, одобрение, гнев, благосклонность, насмешка и др.).

    Профессиональная работа над интонацией проводится на материале звуков, небольших фраз, стихотворений. Несколько эффективных упражнений:

    1. Произнесите звук «а» с разной интонацией:
      • Счастливо;
      • Печальный;
      • Веселая;
      • Испуганный.
    2. Смоделируйте ситуацию и ответьте «да» на вымышленный вопрос:
      • Вопросительный;
      • Задумчиво;
      • В различных;
      • Грустно;
      • Решительно;
      • Смело;
      • Как ни странно;
      • Извиняюсь;
      • Хороший;
      • К сожалению.
    3. Говорите фразы с разными чувствами в голосе, например:
      • Императивно: Стоп! Останавливаться! Возьми это! Не трогай! Покинуть! Вставать! Читать! Думать! Идти! Разговаривать! Возвращать! Не плачь! Бодрствующий! Осторожно!
      • Вопросительно: Что? Там? Здесь? Где? Чья? Где? Могу? За что?
      • Утвердительно: Да. Нет привет. До свидания. Время.
      • Просьба: Дайте. Помощь. Рисовать. Напиши это. Читать. Извиняюсь. Сохранять! Помощь!
      • Энтузиаст: Отлично! Блеск! Красота! Здорово! Отличная работа! Браво!
    4. Произнесите предложения с разными чувствами:
      • «Подойди ко мне»: грустный, веселый, раздраженный, с сочувствием.
      • «Молодец»: с энтузиазмом, с тревогой, с досадой, с радостью, с насмешкой.
      • «Садись»: с любовью, с удивлением, с осторожностью, с грустью, с грубостью.
    5. Читайте тексты и стихи с выражением. Представьте себя актером на сцене, постарайтесь максимально убедительно выразить эмоции персонажей.
  2. Ритм речи

    К основным навыкам публичного выступления относится умение варьировать скорость произношения предложений. Если речь слишком медленная, собеседник не заинтересован, теряется нить беседы. Быстро: заставляет напрягать слух, смывает. Кстати, замечено, что чем чаще говорящий меняет ритм речи во время выступления, тем интереснее его слушать.

    Темп тесно связан с темпераментом человека, и его часто трудно исправить. Для преобразования дикции необходимо стремиться к оптимальному ритму, уметь варьировать его в зависимости от смысловой нагрузки.

    Есть упражнения на изменение темпа речи. Возьмите любое стихотворение, например, «В Лукоморье дуб зеленый..» Прочитайте его с разной скоростью, то медленно, как бы нараспев, то максимально быстро, то в обычном темпе. Усложните задание, произнося с диаметрально противоположной скоростью каждые 2 строчки. Через некоторое время вы сможете говорить текст с любой скоростью. Чтобы замедлить темп, можно читать так называемых «медленноговорящих». Это фразы из классических произведений, упорядоченные от самой длинной к самой короткой. Произносите их как можно медленнее, ни в коем случае не ускоряя темп. Замедлить ритм можно либо растягивая гласные, либо увеличивая паузы, вдох. В Интернете в свободном доступе можно найти различные медленные говорушки всех стилей.

  3. Громкость и сила голоса

    Вряд ли человек, который шепчет или перебивается криком, заинтересует собеседника. Важно контролировать громкость и силу голоса. Это особенно важно при выступлении перед публикой. Гибкое изменение силы голоса делает дикцию более интересной и разнообразной. Степень громкости голоса зависит от того, с кем и где вы общаетесь, а также от расстояния между собеседниками. Если это доверительное общение с другом или утешение человека, то следует говорить тихо, а не громко. Если вам нужно привлечь внимание аудитории, то более уместен будет громкий голос. При этом громко разговаривать в общественном месте будет считаться грубостью и невоспитанностью.

    Одно из самых простых упражнений для силы голоса — игра в свисток поезда. Произнесите звук «Уууу» то приближающегося, то пятящегося паровоза. Делайте это систематически, достигая минимального и максимального возможного объема.

  4. Громкость голоса

    Более приятным считается объемный или грудной голос, который звучит так, будто исходит из груди. Он гораздо ниже, глубже. Простое упражнение позволит развить и получить объемный голос: положив руку на грудь, нужно произносить гласные звуки: А, О, С, У, Е. Во время произношения в груди должна ощущаться вибрация . Его нужно укреплять. Выполняйте такие упражнения ежедневно по 5-10 минут, чтобы получить эффект.

  5. Дыхание

    Дыхание является основой речи, так как звуки образуются при выдохе. Нормальное дыхание отличается от речи. В течение

    длинного монолога обычного физиологического дыхания недостаточно. Речь требует большого запаса воздуха и эффективного его использования. Поэтому важно научиться правильно дышать, развивать свои дыхательные способности. Существует множество дыхательных техник. Популярным упражнением является задувание трех воображаемых свечей на торте. Задача состоит в том, чтобы распределить воздух так, чтобы вы втягивали воздух в каждую свечу осторожно, а не жадно хватали его ртом. Постепенно увеличивайте количество свечей, вдыхая все глубже и глубже. Также можно читать стихотворение в качестве дыхательного упражнения, используя по одному выдоху на каждую часть строки.

Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris


Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris

Дышите! Не дышите!

Чтобы у вас не срывался голос, не было мышечного защемления, спазмов, «кома» в горле, мешающего вам свободно говорить, а ваши руки и ноги просто не дрожали, вы должны контролировать свое дыхание и стремиться к его правильной настройке . Постановка голоса и речи невозможна без упражнения, направленного на дыхание.

Чтобы произнести сразу все предложение или большой отрывок, надо научиться втягивать в легкие большое количество воздуха, а затем, при необходимости, задерживать его или расходовать экономно. Дыхательный аппарат легко освоить с помощью регулярных упражнений.

Во время паузы говорящий должен снова набрать достаточно воздуха, прежде чем возникнет новая логическая пауза. Произвольное дыхание делает чтение текста безэмоциональным и нелогичным. Также не стоит переусердствовать и не издавать посторонних звуков при вдохе, вдохе и выдохе. Процесс дыхания должен быть поставлен таким образом, чтобы он был максимально тихим и чтобы воздух всасывался за короткое время.

Начало и окончание выступления перед аудиторией

Начало и конец — самые сильные части спектакля. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем формируется в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому говорящий с самого начала старается создать соответствующий психологический настрой, здороваясь, показывая видео или фото, сообщая интересный факт, описывая проблему или возможные перспективы после ее решения.

Как только связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания людей ослабевает через 10-20 минут.

Важно правильно закончить речь. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление от говорящего и тема рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, обобщается все сказанное, переформулируется мысль текста, они подчеркиваются и раздаются призывы к действию. Грамотные ораторы составляют речь таким образом, чтобы все ее части логически вытекали друг из друга, были достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включали в себя практические рекомендации и похвалу слушателям.

Вспомните начало и конец выступления

Вспомните начало и конец выступления

Правила подготовки и основные приемы

Опытные ораторы, готовя выступление, соблюдают определенные каноны:

  1. Они отвечают за определение темы: она должна быть конкретной, не предполагающей большого объема информации, исходя из жизненного опыта рассказчика или требований заказчика, либо соответствовать тематическому и учебному плану (для педагогов и педагогов).
  2. Они отражают и формулируют название, точно выражающее суть спектакля. Используйте понятные слова в заголовке, избегайте сложных терминов и длинных предложений.
  3. Определить цели выступления для оратора и для аудитории, которые прямо или косвенно переносятся на аудиторию. Очень часто выступления произносятся с целью:
  • отчет;
  • сформировать мнение;
  • изменить точку зрения;
  • воздействовать на умы людей и вдохновлять их на действия.
  1. Собирать, изучать и анализировать информацию из:
  • официальные источники,
  • научная литература и научно-популярная,
  • справочная литература,
  • статистика,
  • журналистика,
  • интернет-ресурсы.

Важно! Информация берется из разных источников и тщательно обрабатывается.

  1. Проанализируйте состав целевой аудитории и общую обстановку в помещении. Текст выступления составляется с учетом возраста, социального положения и интересов аудитории (дети воспринимают информацию иначе, чем взрослые).
  2. Работа над содержанием выступления:
  • составить план,
  • выбрать материалы,
  • выбрать стиль речи,
  • строить части спектакля с композиционно-логической точки зрения,
  • они работают над написанием полного текста,
  • напишите резюме и краткое изложение сообщения (некоторые выступающие используют отдельные заметки или карточки).

Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению

Виды выступлений перед публикой

Что такое френдзона у девушек и мужчин? Основные признаки

Выступления на публике неодинаковы, по объективной нагрузке их делят на:

  • Информировать (основная задача – донести информацию до слушателей).
  • Протокол (используется на официальных мероприятиях, юбилеях, митингах).
  • Развлекательная программа (юмористические телепередачи, концерты, рассказы собеседников).
  • Убеждение или кампания (популярна среди политиков или рекламодателей, которые убеждают слушателей в своей правоте).

Важно! Обычно говорящие используют не один тип речи, а несколько (например, информативную и развлекательную).

Публичное выступление различается не только по цели, но и по способу подачи материала:

  1. Сообщение: публичное выступление продолжительностью до 10 минут, кратко описывающее суть проблемы.
  2. Доклад – это четко выверенный и подготовленный рассказ на конкретную тему, он может длиться от 10 минут до 3 часов.
  3. Выступление: краткое, не более 5 минут, представление информации по предложенной теме. Его можно импровизировать или подготовить.
  4. Лекция представляет собой монологическое выступление перед аудиторией специалиста, хорошо разбирающегося в предмете. Оптимальная продолжительность – 90 минут.
  5. Беседа – это форма открытой речи, при которой монолог оратора чередуется с выступлениями аудитории.

Конференция

Конференция

Возможные ошибки

Навыки публичных выступлений появляются не сразу, многие начинающие ораторы допускают типичные ошибки:

  1. Демонстрировать неуверенность в себе (говорящий плохо разбирается в обсуждаемой теме или боится людей).
  2. Они начинают оправдываться и теряют доверие слушателя.
  3. Не иллюстрируйте речь примерами из опыта или литературы.
  4. Используют излишнюю жестикуляцию и хаотичную мимику (для контроля языка тела анализируют видеозапись выступления и отсеивают лишние движения).
  5. Они неточно подбирают слова или строят предложения (например, частое употребление отрицательных частиц приведет к неправильному толкованию текста).
  6. Подготовке уделяют мало внимания.
  7. Они монотонно читают сообщение без юмористических отступлений и не поддерживают зрительный контакт.
  8. Не используйте паузы для удержания внимания: пауза в 10 секунд возбудит любопытство всех, кто отвлекся.
  9. Они проявляют чрезмерную серьезность, самоуверенность и сверхэрудицию.
  10. Использует много паразитических слов.
  11. Суета или, наоборот, застежка.

Важно! Качественная подготовка и повторные пробы позволяют избежать многих ошибок.

Ошибки динамика

Ошибки динамика

Эффективные обязательные упражнения для постановки голоса, речи и дикции

  • Упражнение «Свеча» позволит сбалансировать дыхание на выдохе. Для этого подносим полоску бумаги 15*4 5-7 см ближе ко рту, сгибаем губы в трубочку и дуем на бумагу так, чтобы угол ее наклона был одинаковым на протяжении всего выдоха. Избегайте нестабильности бумаги или резких отклонений. Сохраняйте легкое напряжение межреберных мышц и диафрагмы.
  • Упражнение с ударом по мячу позволяет вам выдыхать плавно и с одинаковой скоростью. Представьте, что они ударяют по мячу и имитируют звук «сссссс». Возьмите грудь руками за бока и надавите на «мячик», выпуская воздух без напряжения. Руки должны двигаться навстречу друг другу и встречать небольшое сопротивление. Воздух под звук «сссс» выходит медленно и плавно.
  • Упражнение «Маляр» выполняется следующим образом: двигайте руками так, как будто рисуете оконные рамы «Вверх-вниз, вверх-вниз…». Руки расслаблены, движения свободны и легки. Произносим короткие слова «и вверх, и вниз, и вверх, и вниз». Тогда движения становятся увереннее, шире, не кисти, а локтя, слова длиннее, голос громче. Затем работаем от плеча. Гласные становятся шире, голос выше и ниже. Помните: в речи важно повышать и понижать голос, что свидетельствует о выносливости говорящего и отличном владении голосовыми связками.

Для улучшения дикции произносите скороговорки не только на гласные, но и на взрывные согласные. Техника речи и постановка голоса не обходится без упражнений перед зеркалом на постановку голоса и правильную артикуляцию.

Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris


Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris

Подбирайте тембр голоса с учителем речи и пения, берегите горло, следите за движениями языка во время голосовых упражнений. Расширьте свой диапазон и вокальные данные, подпевая любимой музыке.

Научиться чувствовать аудиторию очень важно для оратора, поэтому лучшие уроки ораторского искусства в Москве помогут вам освоить приемы установления зрительного контакта, нахождения ответов на интересующие вопросы, создания комфортной обстановки для аудитории, использования юмора, пауз и визуальные элементы. Записаться на курс

Хотите узнать Как с помощью актерских техник избавиться от застенчивости?

Оставьте заявку и мы вышлем вам материал

Отправьте запрос

Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris


Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris
Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris

Требования к публичным выступлениям

Что такое харизма в мужчине? Определение слова, как им стать

Основная задача оратора – донести информацию до аудитории. Для этого их словесное представление должно соответствовать следующим правилам:

  • Четкий старт. Первое предложение должно привлечь внимание и заинтересовать слушателей, поэтому оно готовится заранее и точно запоминается.
  • Создайте и поддерживайте легкое напряжение на протяжении всего выступления. Для этого намеренно складывают 2 противоположных мнения или спорят с мнимым оппонентом.
  • Дозированные эмоции. Монотонность речи не улавливается аудиторией, но чрезмерный темперамент не вызывает доверия у оратора. Чтобы удержать внимание, они не удивляют своим драматическим талантом, а подбирают факты, затрагивающие чувства слушателей.
  • Лаконичность. Короткие речи лучше воспринимаются и запоминаются.
  • Диалог со слушателями. Выступление должно содержать вопросы к аудитории (риторические и реальные), на них докладчик может требовать ответов.
  • Легкость и близость к разговорному стилю речи. Говорить о важных вещах простым и понятным языком без труднопроизносимых терминов — высшая воздушная акробатика в публичном выступлении.
  • Устанавливать и поддерживать отношения со слушателями. Спикер обязательно следит за реакцией аудитории и по мере необходимости корректирует способы подачи информации.
  • Ясность идеи презентации. Основная мысль четко сформулирована и повторяется несколько раз для лучшего восприятия.
  • Четкий конец речи. И вступительное, и заключительное предложения формулируются заранее, произносятся эмоционально, ясно и со смыслом, чтобы слушатели понимали, что это конец речи.

Важно! В зависимости от цели и жанра выступления некоторые моменты проявляются в большей или меньшей степени: в развлекательных речах можно допустить больше эмоций, чем в информативных.

Спикер эмоции

Спикер эмоции

Этапы публичного выступления

Как правильно флиртовать с мужчиной: правила и примеры флирта

Почти все спектакли проходят 3 стадии:

  1. Докоммуникативный этап (подготовительный.
  2. Этап общения:
  • установить отношения со слушателями;
  • концентрация и удержание внимания аудитории на проблеме;
  • аргументация и доказательство точки зрения;
  • подведение итогов и завершение презентации.
  1. Посткоммуникативная (анализ положительных и отрицательных сторон события, личные выводы спикера).

Важно! Слушатели лучше всего помнят конец речи, поэтому выступающие заранее тщательно продумывают словесное оформление этой части.

Вовлечение участников в выступление

Чтобы вызвать интерес слушателей, вы должны сами проявить к ним интерес. Вовлечение участников — один из способов сделать это. Чем больше они вовлекаются, тем лучше запомнят происходящее — это показали ученые. Суть процесса в том, чтобы сделать аудиторию не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником. Чтобы понять, что цель достигнута, оратор позволит реакции аудитории, которой необходимо добиться.

Вы также можете вовлекать одного человека за раз: не беспокойтесь о том, что другая часть аудитории будет «приватной». Зритель чувствует себя единым организмом: что происходит с одним из зрителей, остальные пробуют на автомате.

Способы привлечения аудитории:

  • Проявление беспокойства. Прием особенно хорош для начала выступления. Достаточно спросить, хорошо ли его слышно, всем ли виден экран (если используется визуализация), отражает ли он. Важно: спросите, что вы можете изменить. Проявление заботы о аудитории — это первый контакт, взаимодействие, которое покорит их к выступающему.
  • Участие в простых действиях. Попросите включить/выключить свет, закрыть шторы, раздать материалы. Делать это нужно максимально вежливо и в формате запроса, а не судебного иска.
  • Призывы. «Поднимите руку, если вы когда-нибудь…»: это самый простой способ вызвать взаимодействие. Постепенно приглашайте аудиторию отвечать и задавать вопросы, делиться мнениями и т д
  • Другие методы. Заинтересуйте участников простыми тестами или мысленной стимуляцией: «Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе дом своей мечты», «Вспомните, когда вы в последний раз это делали…». Вы можете вызвать зрителя и попросить его стать «морской свинкой». Последний трюк уместен, когда аудитория «разогрелась» и прониклась доверием к спикеру.

Привлечь внимание аудитории

Использование визуальной информации

Зрение является основным каналом информации для человека. С вашей помощью мы получаем до 80% информации. Выступая публично, многие ораторы полагаются исключительно на голос и речь как на средство воздействия на слушателя. Это большая ошибка: чтобы привлечь внимание аудитории и по-настоящему запомниться, одной вербальной (вербальной) информации недостаточно. Визуальный контент должен быть тщательно продуман.

Движение

Человек устроен таким образом, что его глаза автоматически и инстинктивно реагируют на движение. Вы когда-нибудь замечали периферийным зрением маленького паучка, ползающего по стене рядом с вами? Если бы он сидел статично, вряд ли вы бы сразу его увидели. Унаследованные от первобытных предков инстинкты заставляют нас реагировать на движение как на источник возможной угрозы или, в противном случае, на пищу, если речь идет об охоте.

Итак, во время выступления нужно воздействовать на зрительный канал восприятия. Самый простой способ для говорящего — самому стать источником движения. Движение по сцене и правильные жесты помогут привлечь внимание.

Проектор

Однако этого недостаточно. Настоящим подспорьем станет использование визуального представления. Для реализации задуманного подойдет проектор и экран. Раскладываем на холсте:

  • Тематические изображения.
  • Фото.
  • Графики, таблицы.
  • Таблицы, схемы.

Особенно уместно использование визуального контента, если речь содержит много цифровых данных, схем, сложных названий, топонимов, имен собственных, словом, фактическую информацию, которую можно представить наглядно. Это поможет слушателю лучше понять материал. Представьте себе школьный класс или аудиторию в университете: всегда есть доска, которую учитель использует для обучения детей и студентов.

Как отмечалось выше, аудитория реагирует на движение. Во время выступления используйте проектор для запуска тематического видео. Допустимо, если это слышно на фоне во время выступления. Так что публика всегда будет находиться в состоянии повышенного интереса.

Наконечник! Прием используется в жизни. Например, встречаясь с кем-то в кафе или другом общественном месте, садитесь так, чтобы позади вас было много машин. Так собеседник будет слушать с особым вниманием.

Доска

Не всегда технически возможно использовать видеопроектор. Тогда отлично подойдет более доступный инструмент: магнитная доска с белым глянцевым покрытием. Как следует из названия, на нем можно писать маркерами. Лучше всего подходят яркие насыщенные цвета. Рисуйте простые графики и диаграммы, записывайте ключевые термины.

Еще одним преимуществом доски являются магниты, на которые наклеиваются фотографии и изображения. Помните главное: визуализация речи имеет двойную пользу: облегчает восприятие и усвоение материала и привлекает внимание к говорящему, позволяет ему двигаться, показывать, жестикулировать.

Чтобы выступление было интересным, говорящему должно быть интересно говорить.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Видео: как привлечь внимание аудитории

Составление и использование плана

Выступающие часто понимают важность хорошо написанного плана, который обычно включает в себя:

  • продуманный способ привлечь аудиторию;
  • вступительная часть, в которой ставится определенная проблема, понятная и близкая слушателям;
  • краткий перечень основных идей выступления;
  • основная часть, содержащая не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
  • заключительный раздел, в котором делаются четкие и содержательные выводы из всей презентации.

План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления также необходимо, чтобы спикер донес до аудитории все запланированное.

Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с аудиторией и не позволяют себе читать весь текст речи с листа. Именно в этот момент пригодится план (желательно тезис), который не позволит докладчику отклониться от намеченной темы.

Психология выступлений перед людьми

Чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:

  1. Уделяйте достаточно внимания своему внешнему виду (одевайтесь удобно и солидно).
  2. Прежде чем начать, сделайте короткую паузу и осмотрите аудиторию, установив зрительный контакт.
  3. Начинайте выступление в медленном темпе.
  4. Для публичных выступлений рекомендуется снижать тембр голоса на 2 тона (это поможет защитить голосовые связки, люди лучше воспринимают низкий голос, чем высокий) и развивать умение использовать различные голосовые приемы.
  5. Повторите самые важные мысли 3 раза.
  6. Не превышайте лимит времени выступления, даже если внимание аудитории не ослабло.

Успешное выступление

Успешное выступление

Поэтому, если тщательно подготовиться, каждый сможет хорошо выступить перед публикой.

Постановка голоса

Работа над постановкой голоса начинается с поиска собственного тембра и естественного звучания. Это исходный пункт: определить громкость и тембр речи, при которых голосовые связки не напрягаются, речь не переходит в визг или хрипы. Помните о естественном звучании — ваша задача улучшить силу и выразительность речи в этом комфортном состоянии. Вы можете записать небольшой отрывок стиха, скороговорку или отрывок прозы на собственный аудиотембр, чтобы потом сравнить звучание до и после упражнений. Если постоянно перенапрягать связки, голос будет «ломаться».

Упражнение 1

Тренируйтесь сидя, но не сутультесь: положение тела влияет на звук. Слегка приподнимите голову. Сделать глубокий вдох через нос, а на выдохе тянуть звонкие звуки: «л», «м», «л», «р». Убедитесь, что звук ровный, не дрожит, не затухает и не ломается.

Упражнение 2

Усложните предыдущее упражнение: добавьте к звонким звукам гласные. Произносите их на выдохе плавно и долго, как будто вы поете. Важно: ударение должно ставиться не на гласный звук, а на звонкий: «ммма», «ммме», «ммми» и т д. Чтобы произнести речь и расширить диапазон, постепенно увеличивайте громкость: произносите каждый слог тихо, громче и громче. Затем в обратном порядке: громко, тихо, тихо.

Упражнение 3

Если вы можете растягивать слоги равномерно, без тряски и рывков, переходите к следующему уровню сложности. На выдохе произнесите серию слогов с каждым звуком, например: «ла», «ле», «ли», «ло», «лу», «лы», «ле», «ла». Слоги не следует сливать в одно слово, между ними делать паузу. Сначала говорите медленно, затем ускоряйтесь к концу строки, а затем замедляйтесь. Заранее выпишите слоги — необходимость держать их в памяти будет отвлекать вас от основной задачи развития речи. По такому же принципу можно заниматься и скороговорками.

Упражнение 4

Это упражнение развивает не только вокальный диапазон, но и артикуляцию. Используйте сложные сочетания согласных, чтобы практиковать технику речи и правильное произношение. Для этого произносите слоги вместе. Но читайте их строчка за строчкой: одна строчка, один долгий плавный выдох. Сначала читайте медленно и тихо, затем громче и в естественном темпе, потом быстро и громко. Использовать камешки или орехи – препятствия для языка. Примеры сложных слогов:

  • ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЮ, ПТКЭ, ПТКЯ, ПТКИО, ПТКЮ
  • БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЙ, БДГЭ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
  • MRLI, MRLE, MRLA, MRLO, MRLU, MRLY, MRLE, MRLY, MRLE, MRLY
  • РЖЛ, РЖЛЕ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛ, РЖЛ, РЖЛЫ, РЖЛЫ
  • LMNI, LMNE, LMNA, LMNO, LMNU, LMNY, LMNE, LMNYA, LMNE, LMNYU
  • FTCHI, FTCHE, FTCHA, FTCHO, FTCHU, FTCHY, FTCHY, FTCHYA, FTCHU, FTCHU

Техника речи - упражнения для дикторов и постановка голоса - Oratoris

Развитие дикции

Если вы будете работать со сложными сочетаниями согласных хотя бы по 10-15 минут 6 дней в неделю, то уже через месяц-два у вас будет профессиональная дикторская артикуляция и правильная техника произношения. Но этого недостаточно, поэтому не стоит забывать и о дополнительных способах оздоровления сустава.

Упражнение 1

Расправьте плечи, втяните живот, расслабьтесь. Это рабочее положение. Сделать глубокий вдох через нос, на выдохе сказать короткую скороговорку, любую. Например, «купить кучу лопат». Сначала беззвучно подвигайте губами, на новом выдохе произнесите это четко, но шепотом. Потом тихо, громче и громче. Темп должен увеличиваться вместе с громкостью, но не спешите строчить как из пулемета, главное правильная артикуляция.

Упражнение 2

Для техники произношения полезно читать стихи вслух, отмечая ритм ладонями рук и двигая плечами. Стихи выбирайте по своему вкусу, но эффективнее работать с потешками, потому что у них простой ритм. Тренировка произношения требует настойчивости и дисциплины. В среднем для достижения результата требуется 2-3 месяца. Тяжело так долго заниматься самостоятельно, легко потерять мотивацию или наделать ошибок, поэтому приходите в нашу школу речи на индивидуальные или групповые занятия!

Интересные статьи

Публичное выступление: особенности, секреты, ошибки

интересное

блог

Как избавиться от слов-паразитов?

интересное

блог

Как выигрывать в спорах

интересное

блог

Как записывать видеоуроки: восемь секретов ораторского искусства

интересное

блог

Новости корпоративных и групповых тренировок

Лучшие статьи

Утренняя магия: 6 шагов к успеху

Как избавиться от негативных мыслей (HBR + TED)

Тест эмоционального интеллекта

4 способа сосредоточиться, когда ум не в настроении

Тони Роббинс: загрунтован

Определите ценности и легко принимайте решения

(Скачать pdf)

Источники
  • https://oratoris.ru/tekhnika-rechi-postanovka-golosa/
  • https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/proiznesenie-rechi.php
  • https://www.Teatr-Benefis.ru/staty/lichnostnyj-rost/tehnika-rechi-i-postanovka-golosa/
  • https://srazu.pro/socializacia/publichnoe-vystuplenie.html
  • https://ya-speaker.ru/priemy-usileniya-effekta-vystupleniya/
  • https://coaching-way.com/5-uprazhnenij-dlja-razvitija-golosa-nachinajushhego-oratora/

[свернуть]
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...